На главную Карта сайта Написать нам
О нас
Новости в НПО секторе
Членство в АЦПГО
Услуги АЦПГО
Публикации АЦПГО
Фотогалерея
Ресурсы для НПО
Наша конституция
О третьем секторе


АВТОРИЗАЦИЯ
Логин:
Адрес электронной почты
Пароль:
Регистрация?
Забыли пароль?

Влияет ли НПО сектор на ход развития страны?
Да
Нет
Не знаю

  Посмотреть результат
  Задать свой вопрос
Новости в НПО секторе - Елена Воронина: «При прозрачном распределении средств можно сделать очень многое»
Елена Воронина: «При прозрачном распределении средств можно сделать очень многое»   15/09/2009 - 10:09

«Нужно помнить, что на детях никогда нельзя экономить, что у детей нельзя воровать, что детей нельзя обманывать, что любые вопросы, касающиеся детей, нельзя рассматривать по остаточному принципу», - сказала в интервью BPC координатор Сети НКО Елена Воронина.

BPC: Насколько актуальна проблема детской бедности в Кыргызстане?  

Елена Воронина: Проблема роста детской бедности в нашей стране, к сожалению, была актуальной и до экономического кризиса. Сегодня она приобрела еще большую актуальность. Большинство семей с детьми, как в городах, так и в сельской местности, оказались за чертой бедности. Трое из четырех бедных детей (77,6%) Кыргызстана живут в сельской местности. Последние исследования и существующая практика показывают, что если еще вчера в круге бедности были в основном сельские жители, то сегодня мы видим, как много семей и детей из городов пополняют число бедных людей.

Сложившаяся ситуация в стране снизила доступ детей из малообеспеченных семей к социальным услугам. Причем в группу риска попали не только многодетные семьи, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, или неполные семьи, где воспитанием ребенка занимается только один из родителей, чаще всего это мама, но и большая группа детей, оставшихся без родительского попечения, - это дети-сироты и так далее.


Большинство представителей власти, как на центральном, так и на местном уровне, предпочитают не видеть размеров этой проблемы. И это только усугубляет положение детей.

BPC: В чем причины детской бедности в Кыргызстане?

Елена Воронина: Дети больше и чаще подвержены риску оказаться в круге бедности. И причин для этого достаточно. Это и безработица, в которой находится большая часть взрослой части населения страны, особенно число безработных увеличилось с возвращением наших соотечественников из России, где они находились на заработках. Во-вторых, это отсутствие у работающих родителей  достаточного дохода, чтобы «свести концы с концами». В-третьих, это низкие социальные выплаты по опекунству, пособия для многодетных или неполных семей, а также семей, где есть дети с ограниченными возможностями.

Например, социальное пособие по опекунству  на одного  ребенка сегодня составляет 200 сомов в месяц. А как, к примеру, может прожить четырехлетний ребенок-инвалид, да еще к тому же сирота, которого воспитывает одна бабушка - опекун, если государство выплачивает ему ежемесячно социальное пособие по инвалидности в размере 740 сомов?! Предоставление такого мизерного социального пособия ребенку-инвалиду, гражданину Кыргызстана, неспособного еще работать и самостоятельно себя защищать - это унижение человеческого достоинства. А ведь такие дети нуждаются в постоянном уходе, в большей заботе, им нужно получать качественные медицинские услуги, лучше питаться. Недостаток или полное отсутствие той или иной услуги, может привести к печальным итогам в развитии ребенка.

Общеизвестно, что ребенок,  не получающий нормального ухода, в том числе и медицинского, питания, заботы и внимания, имеет более высокий риск заболевания и что еще страшнее, смертности. По данным Национального статистического комитета КР, сегодня 5,2% детей дошкольного возраста отстают в весе. Благодаря внешней помощи со стороны международных организаций, в том числе и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в стране ежегодно проводятся так называемые недели иммунизации и вакцинации детей, что, несомненно, приводит к снижению уровня таких инфекционных заболеваний, как корь, дифтерия, полиомиелит. Но забота о подрастающем поколении Кыргызстана не должна беспокоить только международное сообщество.

Нашему государству надо от слов и пустых обещаний переходить к конкретным делам. Нужно научиться признавать проблемы, называть вещи своими именами, говорить об этом и искать пути решения. Сегодня же государственные чиновники, если и признают наличие в стране той или иной проблемы в сфере защиты прав детей, то для них удобнее всего ссылаться на отсутствие финансов, на мировой экономический кризис. Но Кыргызстан - не бедная страна. При прозрачном распределении средств можно сделать очень многое. Мировой опыт показывает, что небольшая группа профессионалов при грамотном управлении может сделать намного больше, нежели раздутый штат непрофессионалов. Но у большинства государственных чиновников нашей страны зачастую нет четкой позиции по тому или иному актуальному вопросу, не выдвигаются конкретные предложения по выходу из сложившейся ситуации. Дело не в создании очередных структур с огромным штатом, а в том, есть ли у наших государственных служащих гражданская позиция. Возможно, предстоящая реформа государственного управления, заявленная недавно президентом, избавит нас от подобных «специалистов».


BPC: Каким образом работает система социальной защиты ребенка от бедности в нашей стране? Насколько она эффективна?

Елена Воронина: Сегодняшняя система защиты ребенка Кыргызстана не работает на благоприятное развитие и во имя интересов ребенка. Причин для этого очень много, одна из них  - это раздробленность системы социальной защиты детей, на это указывает практика и недавняя оценка, проведенная международным экспертом по реформированию системы защиты детей по заказу ЮНИСЕФ. В стране отсутствует целевой детский бюджет, и не предпринимаются никакие шаги по его разработке и введению. Законодательная база также далека от совершенства. Тот же Кодекс о детях, в разработку которого было вложено столько финансовых, технических и человеческих ресурсов, как со стороны международных организаций, государства и общественности, нуждается в реформировании.

Размеры социальных пособий и льгот ничтожно малы. И вроде бы государственные служащие, занимающие различные посты в социальной службе, понимают, что ситуацию надо кардинально менять, но ничего не делают для этого. Зато огромные бюджетные средства государство тратит на  резиденциальные учреждения, которые можно было бы направить на развитие альтернативных форм содержания и воспитания ребенка, на тот же патронат (фостеринг), создание семейных детских домов и другие семейные формы замещающего воспитания.

Опыт многих стран с различным уровнем развития систем социального обеспечения показывает, что политика постепенного ухода государства от помещения ребенка в государственные детские дома и возвращение его в семью, создание для приемных родителей эффективных условий благоприятно действует как на самого ребенка, так и на развитие страны, общества в целом. Те страны, которые поняли, что содержание ребенка в интернатном учреждении значительно дороже, чем его содержание дома, активно продвигают и внедряют альтернативные социальные услуги с помощью местных неправительственных организаций.

У нас же все еще преобладает стереотип, что помещение ребенка в детский дом или интернатное учреждение решит все проблемы. Да, у нас есть успешные истории выпускников детских домов, но они единичные, а в основной массе мы видим, что молодые ребята, достигшие 18 лет и вышедшие из детских домов, по большому счету никому не нужны. Наше общество не готово к встрече с ними, а они не готовы встретиться с новой жизнью, потому что они выросли в системе государственной «заботы», которую правозащитники, проводящие мониторинг соблюдения прав ребенка в детских домах называют казарменной. Здесь дети нередко соприкосались с недоеданием, физическим и психологическим насилием. Эти ребята - девушки и юноши, чаще выходят с травмой  брошенности, оставленности, изолированности от общества, они очень часто обижены на общество. Они не готовы влиться и не готовы простить. Отсюда - пополнение рядов безработных, попадание в круг бедности, рост правонарушений среди выпускников детских домов, отсюда незащищенность их, несоблюдение их прав.


BPC: Каким образом следует решать проблему детской бедности в стране?

Елена Воронина: На мой взгляд, в Кыргызстане сегодня сложилась парадоксальная ситуация: страна сталкивается с тяжелейшими проблемами детства и семьи, у нас есть прекрасные специалисты, как на государственной службе, так и в НПО, предлагающие необходимые реформы, у нас есть необходимые ресурсы и возможности для реформирования системы защиты детства, существует многочисленный результативный пилотный опыт в тандеме государство и НПО, по образцу которого могла бы быть организована работа с детьми и семьями повсеместно, и есть очень много людей, которые по-настоящему хотят изменить положение детей к лучшему. И всё это, как я считаю,  не работает только по одной причине, - по причине отсутствия должной политической воли. Ни в одном из выступлений нашего президента, я, к сожалению, не заметила намерения государства улучшить систему защиты детства, не было сказано ни о проблемах семьи, детей, и мерам по их разрешению.  А ведь государственное строительство в сфере защиты детства и семьи является частью более общего процесса строительства работоспособного государства, включая создание эффективного местного самоуправления.

Нужно помнить, что на детях никогда нельзя экономить, что у детей нельзя воровать, что детей нельзя обманывать, что любые вопросы, касающиеся детей, нельзя рассматривать по остаточному принципу. Расходы на реформирование системы защиты детей следует обозначать как инвестиции в человеческий капитал, которыми они, по сути, и являются. Необходимо «повернуть» социальную систему лицом к ребенку, к семье. Ведь степень здоровья государства напрямую зависит от его отношения  к детям, старикам, то есть, к самым незащищенным и слабым.


www.ngo.acssc.kg
www.donors.kg
www.strana.kg


Веб-сайт www.acssc.kg создан АЦПГО. Разработка и продвижение: ART GROUP
Все права защищены. Copyright © 2005-2009 АЦПГО.