На главную Карта сайта Написать нам
О нас
Новости в НПО секторе
Членство в АЦПГО
Услуги АЦПГО
Публикации АЦПГО
Фотогалерея
Ресурсы для НПО
Наша конституция
О третьем секторе


АВТОРИЗАЦИЯ
Логин:
Адрес электронной почты
Пароль:
Регистрация?
Забыли пароль?

Влияет ли НПО сектор на ход развития страны?
Да
Нет
Не знаю

  Посмотреть результат
  Задать свой вопрос
Новости в НПО секторе - Реформаторский зуд

                             Постскриптум
                     (о реформах правоохраны)

Предлагаемая вашему вниманию статья была написана мною год назад. С тех пор многое изменилось. К сожалению, далеко не в лучшую сторону. Прочтите. И - перейдем к P.S.


Реформаторский зуд

   ... Правоохрану у нас не переустраивал разве что ленивый. И сейчас, на волне апрельских преобразований, когда милиция только-только начала приходить в себя, ретивые штатные реформаторы тут как тут: "Долой милицию, даешь полицию!!!" Как будто смена вывески что-то изменит...
   И "заинтересованные" международные организации на подхвате: в десятый раз, несмотря на прошлые кромешные провалы, они вновь "готовы поддержать и повести за собой реформы". А НПО? "Возглавим реформы!" Дескать, нам по плечу...
   Опыт создания полиции-next и мультиэтнических сил правопорядка в Косово, советническая деятельность на Балканах, участие в правоохранительных реформах в Сербии, сотрудничество со многими международными и авторитетными неправительственными организациями, добивавшимися реальных реформ, в недалеком прошлом руководящая должность в Центре реформирования МВД, наконец, позволяют сделать следующий вывод.
   НАСТОЯЩИХ реформ у нас НИКТО и НИКОГДА не хотел. В лучшем случае предпринимались попытки пустить пыль в глаза международному сообществу. Сами реформаторы, в том числе фигуры политОлимпа, не постигнув сути, ограничивались полумерами, бесчисленными сокращениями, введением невиданных названий и функций - так им было понятно и удобно.
   Заверяю со всей ответственностью: нельзя всерьез говорить о реформе правоохранительной системы в отрыве от РЕАЛЬНЫХ, действительно демократических преобразований в государстве и в обществе!!! Как нельзя, например, удлинив руку, требовать, чтобы человек с этого момента мог проводить под водой не 2 минуты, а семь. Грубое сравнение? Да, но более-менее понятное.
   Почему, например, не рассматривая даже пример традиционных западных демократий, реформы полиции за короткий срок стали возможны в Грузии? Ведь особенно криминальные, коррупционные корни там гораздо более глубокие, чем у нас. Да потому, что реформируется, оздоравливается и излечивается все государство и общество! Достаточно политической воли одного человека, чтобы реформы не только пошли (причем по все направлениям), но и в достаточно короткие сроки дали свои результаты.
   Готовы ли мы к этому?!
   А по-другому реформ не получится! В лучшем случае это будут короткое головокружение от малюсеньких успехов (как было с квартальной полицией, например). Повторюсь: только одновременно, в русле общих демократических реформ общества, государства, сознания...
   Сомневаюсь, что мы до такого созрели. А значит, грядет лишь очередная смена вывески...
  
Александр Зеличенко,
   в ОВД с 1974 года

P.S.
То, что происходит в милиции сегодня, иначе, как системным кризисом назвать нельзя. Взять хотя бы тот факт, что кто бы ни возглавлял МВД за последнее время (а ведь были и есть нормальные руководители), каких только реформ не проводилось, добиться хотя бы чуть заметного улучшения состояния дел не удалось. Для этого теперь уже нужны системные изменения.

А значит, ждать больше нельзя! Затянувшийся системный кризис чреват её полным разрушением. Это - аксиома. Боюсь даже, что уже опоздали - грядущие президентские выборы с неизбежным использованием милиции в качестве адмресурса вполне могут стать последней каплей. Понимают ли это вознамерившиеся воевать за власть политиканы?!

Но - к делу. Пусть тезисно, схематично, но рискну предложить свое видение первого, самого неотложного, этапа реформы.

  • Переименование в полицию. Одновременная демилитаризация - в отличие от послушной слуги государственной машины - милиции, Police должна стать прозрачным социальным институтом. Не подвластным воле и приказам одного человека, пусть даже Верховного Главнокомандующего.
  • Параллельно создаются и действуют Органы гражданского наблюдения за деятельностью полиции. Желательно в каждой области, в крупных городах и районах. С реальными правами, обязанностями и полномочиями.
  • Одновременно, на качественно иных принципах, создается Служба внутренних расследований, куда на основе специальных Правил отбираются лучшие из лучших. Одна из основных обязанностей СВР - постоянное взаимодействие с Органами гражданского наблюдения.
  • На первое время в качестве советников и наблюдателей за каждым крупным подразделением полиции закрепляются эксперты-международники - есть такой, хорошо зарекомендовавший себя «миротворческий» опыт.
  • В социально ориентированной полиции создаются профсоюзы, омбудсмен. Налаживается далекая от формализма работа общественных формирований - Судов чести, Советов наставников, ветеранов.
  • Из полиции окончательно уходят несвойственные функции (борьба с терроризмом, экстремизмом, например). Ими должны заниматься спецслужбы. Решается правовой статус Внутренних войск.
  • В то же время, в ответ на криминальные вызовы, в рамках собственных штатов возможно создание новых структур - полиции нравов, подразделений по борьбе с организованной преступностью, мобильных групп по пресечению скотокрадства, и др.
  • Полностью перестраивается деятельность Академии МВД. Обсуждаемый сегодня вариант создания на ее базе органа для подготовки кадров всех силовых структур предлагался нами еще в середине 1990-х, и значит, опоздал как минимум на 15 лет. Сегодня при каждой одетой в униформу структуре созданы колледжи, институты, училища... И в каждом сидит Генерал, а то и два. Представляете, сколько драгоценного времени уйдет, чтобы сломить их сопротивление?! Не говоря уже о других заморочках...
  • Итак, вырабатываются новые программы (здесь тоже весьма пригодится опыт создания полиции на постконфликтных Балканах, в Грузии) и, в зависимости от рода службы, в Академию приходят кадеты «новой волны». На три месяца - патрульные, на шесть - участковые и ИДН, на 9 - элита, сыщики и следователи.
  • Патрульно-постовые отбираются преимущественно из числа прошедших службу в пограничных, внутренних войсках, и отбор начинается еще в армии. Желательно также привлекать лиц, имеющих среднее специальное образование. За три месяца им даются базовые сведения о законодательстве, правах человека, чисто полицейские навыки (физподготовка, стрельба, вождение, использование средств индивидуальной защиты).
  • Участковые, инспектора по делам несовершеннолетних, детективы и следователи набираются из числа выпускников юридических вузов. Благо, сегодня их готовят с избытком. При этом безоговорочно соблюдается этнический и приемлемый гендерный баланс.
• Схема та же - 6-9 месяцев на казарменном положении. За это время вполне можно разобраться "Who is Who". Спецподготовка, по положенности - оперативно-розыскная деятельность, криминалистика, спецтехника.

 

Параллельно ведется тщательная подготовка ко второму этапу реформ - разрабатывается, например, Положение о замещении вакантных должностей руководящего состава.
Для этого создаются Отборочная (из числа кадровиков, начальников служб) и Конфликтная (ветераны, представители общественности) комиссии.
В конкурсе, объявляемом через широкую прессу, участвуют все желающие сотрудники, для каждой должности разрабатываются критерии. Отборочные беседы, сдача нормативов и пр. фиксируются на видео.
Конкурс проводится в несколько этапов:
1 - определение на основании полученных рапортов реальных кандидатов, соответствующих критериям отбора для каждой конкретной должности (опыт, возраст, состояние здоровья и т.д.);
2  -  проверка физических, моральных и социально-волевых качеств отобранных кандидатов;
3 -  индивидуальные и групповые собеседования, интерактивные психологические формы и методы с использованием в необходимых случаях полиграфа;
4 - принятие решения.
На каждом из перечисленных этапов кандидат имеет право обратиться за разъяснениями, аппелировать к Конфликтной комиссии и т.д.
Возможен и третий, а может даже и четвертый этап реформирования.
Но к первому следует приступать незамедлительно.

Александр Зеличенко,
июль 2011

 

 

 

 

 

 


www.ngo.acssc.kg
www.donors.kg
www.strana.kg


Веб-сайт www.acssc.kg создан АЦПГО. Разработка и продвижение: ART GROUP
Все права защищены. Copyright © 2005-2009 АЦПГО.